Мероприятие объединило исследователей и экспертов Центральной Азии, России и Балканских стран и позволило обсудить аспекты регулирования свободы вероисповедания, модели светского государства, а также вопросы религиозной практики трудовых мигрантов мигрантов и репатриантов из зон боевых действий.

May be an image of 7 people and text that says 'спикеры второго дня: дмитрий опарин к.и.н., научный сотрудник института социальной политики высшей школы экономики, россия анна цеслевска рһd,ягеллонский университет, польша ребека кена менеджер программы, фонд развития общин, косово бахтияр бабаджанов главный научный сотрудник титутастратегических межрегиональных исследований при президенте ру, узбекистан SEARCH FOR COMMON GROUND эмиль насритдинов PhD, американский университет центральной азии, кыргызстан алишер садыков эксперт центра изучения региональных угроз, узбекистан 18 июня, 2021 в 10:00 киара дедекен глобальный фонд взаимодействия устойчивости сообществ (GCERF), швецария заседание региональной консультативной рабочей группы по вызовам свободы вероисповедания и совести, религиозной практики мигрантов и репатриантов'

Региональный директор Search for Common Ground в Азии, Ражендра Мулми, открыл мероприятие, выступив со вступительной речью, рассказав о целях и задачах проекта, и выразив благодарность участникам конференции. Модератор мероприятия, Ильхам Умарахунов, координатор проекта Protect to Prevent: Enabling Central Asians to Protect Religious Freedom as a Preventative Approach to Addressing Violent Extremism Project, ознакомил с повесткой первого дня заседания и предоставил слово первому эксперту Роману Подопригора, д.ю.н., профессору Каспийского общественного университета Республики Казахстан.

Роман Подопригора поделился результатами своей части проекта о поправках в действующий закон РК «О религиозной деятельности и  религиозных объединениях». Экспертом был представлен ряд выработанных рекомендаций в закон о свободе вероисповедания и религиозных организаций. В частности, было предложено пересмотреть подход в обязательном количестве граждан для регистрации религиозной организации и рассмотреть возможность применения учетной регистрации, также был затронут вопрос экспертизы религиозной литературы и миссионерской деятельности.

Спикер рассказал, что было подготовлено два пакета поправок, направленных  на дерегулирование вопросов.Первый пакет, включает 11 поправок, в том числе отказ от тотальной религиоведческой экспертизы, проведения обрядов, богослужений и иной религиозной деятельности, обращение религиозной литературы, информационных материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения, регулирование миссионерской деятельности, и правовой статус религиозных объединений. Автор указал, что было проведено три обсуждения с участием представителей  государственных органов, религиозных организаций и экспертов. Проблемные вопросы обсуждений включали в себя проведение религиозных мероприятий за пределами  культовых зданий, а также предложения по снижению количества граждан-инициаторов создания местного религиозного объединения.

Второй пакет, состоящий из 5 поправок, в том числе обязательная регистрация религиозных объединений и участие несовершеннолетних в деятельности религиозных объединений. Спикер отметил, что планируется обсуждение второго пакета поправок и  встреча с  представителями Комитета по делам религий Министерства информации и развития РК.

Следующий доклад о разработке методологического пособия по комплексной религиоведческой психолингвистической и правовой экспертизе был представлен исследователем из Таджикистана Рустамом Азизи.

Автор поделился отчетом о деятельности консультативной рабочей группы и в деталях рассказал о проведенных трех встречах. Первая встреча стала установочной, где были заслушаны и обсуждены презентации по результатам исследований в рамках первой фазы проекта и выбрана задача для дальнейшей реализации. Во время второй встречи была прослушана и обсуждена презентация положительного опыта создания методологического руководства в Кыргызской Республике и возможность создания аналогичного в Республике Таджикистан. По словам автора, третьей встречей стало обсуждение первого варианта продукта. Далее, экспертом была подчеркнута необходимость и востребованность методологического пособия в контексте Таджикистана. Господин Азизи оповестил участников заседания о том, что имеется первичный продукт, находящийся на стадии доработки и до конца июня 2021 года в планах его завершить и провести мастер-класс для представителей  государственных органов. Однако, спикером была отмечена нехватка экспертов по религиоведческой экспертизе, а также низкий уровень знаний государственных органов для использования данного пособия.

Третий спикер Чинара Мусабекова, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и  права Кыргызско-Российского Славянского Универстита Кыргызской Республики, презентовала руководство для местных органов власти и органов местного самоуправления по конституционным и международным стандартам права свободы вероисповедания и совести в рамках проекта Search for Common Ground. Исследователем была подчеркнута сложность обеспечения нейтральности со стороны органов местного самоуправления в разрешении религиозных конфликтов.

Целью данного руководства является повышение квалификации представителей местной государственной администрации и органов местного самоуправления в сфере реализации права на свободу совести  и вероисповедания в Кыргызской Респулике, призванных способствовать обеспечению мира и стабильности в местных сообществах. Руководство состоит из пяти разделов и включает обзор религиозной ситуации в Кыргызской Республике, актуальные проблемы и определения понятий, статус, компетенции и полномочия органов местной государственной власти и органов местного самоуправления, и обзор правовых процедур. На базе руководства был подготовлен модуль тренинга, апробированный на пилотном тренинге, а затем были проведены два основных тренинга и  один дополнительный тренинг. Эксперт говорила об актуальных проблемах, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, к примеру, сложности захоронения в общем местном кладбище верующих иного вероисповедания, ношение религиозной одежды и отказ родителей отправлять детей в школу.

Далее была презентована работа второго компонента проекта, направленного на повышение потенциала молодежи в вопросах критического мышления, медиа грамотности и основ права на свободу вероисповедания. Бибинур Болотканова, IDEA ЦА, координатор проекта. «Религия и молодежь:  вопросы свободы вероисповедания среди молодежи стран ЦА».

Эксперт поделилась промежуточными результатами опросника с участием Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. Среди молодежи Кыргызстана были проведены дискуссии на темы цифровой грамотности, гендерного равенства, экономические и экологические проблемы. Пристальное внимание было уделено вопросам вероисповедания, например, через обязательную вакцинацию, послабления для мультиэтнических семей, религиозные образовательные учреждения и продвижение толерантности. Спикер отметила специфику мероприятий по дебатным турнирам на тему религии – интересна была реакция молодежи во время обсуждения религиозных тем. По словам исследователя, ребята и администрация, сопровождающая молодежь, выражали обеспокоенность и недопустимость обсуждения религиозных тем.

Жаклин Нео, PhD, директор центра азиатских правовых исследований, Национальный Университет Сингапура, в своей презентации коснулась концептуального понимания модели светского государства и регулирования религиозной сферы.

В своем ислледовании госпожа Нео выделила несколько тезисов, в том числе ограничение классического подхода прав человека, проблемы нейтрального подхода, которые могут привести к маргинализации. Спикер доложила об историческом становлении светских государств в Европе и Азии, где были отмечены риски применения единого подхода. Эксперт задается вопросом как убедиться, в том, что регулирование  государством религии служит законным общественным интересам и  является уместным. «Регулирование должно  поддерживать мирное сосуществование между представителями различных религиозных групп», – считает автор. Кроме того, были перечислены инструменты регулирования, такие как обязательные правила и прямое регулирование. Одним из итоговых тезисов стала необходимость соблюдения баланса между индивидуальными свободами и групповыми свободами, и необходимость поиска новых моделей светского государства.

Первый блок заседания был резюмирован и обсужден во время сессии вопросов и ответов. Так, был поднят вопрос подготовки специалистов – светских религиоведов. Участники  подчеркнули, что квалифицированных специалистов мало и существует необходимость подготовки большего количества религиоведов в Кыргызстане, Казахстане и Таджикистане. Кроме того, обсуждался вопрос копирования законов соседних стран. Мнение исследователей разделилось, одни считают данный опыт не всегда удачным, в то время как другие думают, что в заимствовании отдельных блоков законов нет ничего плохого.

May be an image of 7 people and text that says 'спикеры второго дня: дмитрий опарин к.и.н., научный сотрудник института социальной политики высшей школы экономики, россия анна цеслевска рһd,ягеллонский университет, польша ребека кена менеджер программы, фонд развития общин, косово бахтияр бабаджанов главный научный сотрудник титутастратегических межрегиональных исследований при президенте ру, узбекистан SEARCH FOR COMMON GROUND эмиль насритдинов PhD, американский университет центральной азии, кыргызстан алишер садыков эксперт центра изучения региональных угроз, узбекистан 18 июня, 2021 в 10:00 киара дедекен глобальный фонд взаимодействия устойчивости сообществ (GCERF), швецария заседание региональной консультативной рабочей группы по вызовам свободы вероисповедания и совести, религиозной практики мигрантов и репатриантов'

Следующий блок конференции касался межконфессионального пространства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Александр Клюшев, член ассоциации религиозных организаций Казахстана, поделился опытом Казахстана в продвижении религиозной толерантности.

Исследователем был презентован уникальный инструмент ретритов имамов и пасторов, на котором в 2021 году будут адресованы прямые и чувствительные вопросы исключительности каждой из религиозных общин. Спикер верит, что несмотря на всю чувствительность вопроса, данный подход помогает построить мирное сосуществование и борется со стереотипизацией религиозных меньшинств. Автор подчеркнул, что проблема стереотипов особо актуальна по отношению к новым религиозным организациям, которые начали свою деятельность сравнительно недавно. Было отмечено, что включение новых организаций в данное мероприятие имеет ключевое значение. Также, были обсуждены нарративы Дворкина. Особо запомнилось сравнение вредных нарративов с сорняками, имеющую способность саморазмножаться.

Следующим спикером стал Закир Чотаев, PhD, Анкарский  университет. Темой доклада был «Опыт Кыргызстана в продвижении межконфессионального диалога как инструмента для противодействия насильственному экстремизму». Презентатор начал с текущей религиозной ситуации в Кыргызстане, отметил актуальные проблемы и предложил стратегические решения и мероприятия, способствующие развитию межконфессионального диалога.

Автором был представлен отчет работы по имплементации концепции государственной политики по религиозной сфере. Были затронуты возможные угрозы светскому устою государства, угроза дальнейшей политизации ислама, распространения идей экстремизма на религиозной почве и активизации деятельности деструктивных  и террористических групп в Кыргызстане. Кроме того, был осуществлен обзор разработанных нормативно-правовых актов для улучшения права на свободу вероисповедания, в том числе Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики 2013-2017 годы. Отдельное внимание было уделено Конституции Кыргызской Республики и были обсуждены основные направления Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Автор заявил, что некоторые нормативно-правовых акты не доводятся до логического завершения по причине отсутствия политической воли.

Продолжилось заседание темой «Межконфессиональное пространство Узбекистана: вызовы и перспективы». В своем исследовании Виктор Михайлов, директор центра изучения региональных угроз, оповестил о межконфессиональном сотрудничестве, о поведении так называемых «лидеров» и о поведении «улицы».

Спикер рассказал, что в Узбекистане зарегистрировано 2300 организаций, включающих 16  различных конфессий. Проблемой же являются экстремистские лидеры, взорвавшие интернет и отрицательно влияющие на современную молодежь. По словам автора, сейчас на просторах сети существует большое количество открытых и скрытых межконфессиональных призывов. Подобные призывы активно обсуждаются в различных закрытых группах молодежью Узбекистана, при этом, последние плохо представляют происходящее в мире, но выражают готовность реагировать на призывы. Как решение проблемы, господин Михайлов предлагает развивать критическое мышление у молодежи и снять документальный фильм о том, как должна строиться межконфессиональная толерантность.

Заключительным докладом первого дня заседания стали «Глобальные тренды и особенности пересечения права на свободу вероисповедания  и гендерных прав для религиозных групп». Елена Фишер, специалист по глобальному гендерному преследованию Open Doors International, сделала обзор восприятия прав на свободу вероисповедания и прав женщин, привела кейс стади глобальных тенденции для одного религиозного населения, сталкивающегося с преследованием по половому признаку на религиозной основе и подчеркнула применение защиты уязвимого населения.

Автором была предложена система распознавания дискриминации: мотивы – средства – возможности. Спикер затронула проблему когда религиозные права могут послужить причиной или оправданием нарушения прав женщин. Также, спикер подчеркнула важность решения дискриминации по половому признаку для предупреждения насильственного экстремизма. Эксперт отметила специфику нарушения дискриминации  по половому признаку, где проблемы мужчины можно физически увидеть, например, потеря работы, в то время как нарушение прав женщин сложно распознать, например, брак по принуждению.

Далее, участники заседания перешли к сессии вопросов и ответов второго блока. На обсуждение были вынесено понятие деструктивных религиозных течений, идущие на спад идеи Дворкина и идея ретритов. Отдельное внимание было уделено презентации нарушения прав женщин. Были отмечено, что ни в коем случае не должен стоять выбор между религией и правами человека. Также, эксперты обсудили грань между религиозной и гендерной дискриминациями.

Второй день заседания региональной консультативной рабочей группы начался с работ на тему религиозной устойчивости и уязвимости трудовых мигрантов и роли мулл и религиозных сетей в адаптации мигрантов. Первым исследованием стало изучение склонности и устойчивости трудовых мигрантов из Кыргызстана к радикализации Эмилем Насритдиновым, PhD, Американский университет Центральной Азии, Кыргызстан.

Автор протестировал гипотезу Таккера к мигрантам из Кыргызстана и, основываясь на методологии выявил, что гипотеза Таккера к мигрантам из Кыргызстана не применима. Другими словами, трудовые мигранты из Кыргызстана не очень подвержены радикализации. Вместе с тем, были приведены факторы, повышающие уязвимость кыргызских мигрантов к радикализации, такие как системный кризис и структурные социально-экономические и политические проблемы в стране, острая нехватка русскоязычных исламских ученых в ДУМК, социальная несправедливость и дискриминации этического узбекского населения со стороны служб безопасности на юге страны, «радикальный секуляризм» государственных чиновников, и спорная религиозная политика в России и странах Центрально Азии. Кроме того, эксперт раскрыл факторы, повышающие устойчивость к радикализации, включая либеральную религиозную политику КР и деятельность прогрессивных и пацифистских исламских групп.

Тема продолжилась докладом Алишера Садыкова, эксперта центра изучения региональных угроз Узбекистана, о нелегальной миграции, ведущей к радикализации,. трудовых мигрантов из Центральной Азии

Автор отметил, что больше всего радикализации среди мигрантов подвержена необразованная молодежь и мигранты, не имеющие документов. Был озвучен тот факт, что зона комфорта мигрантов ведет к мечетям и молельным домам. Отдельное внимание было отведено причинам радикализации и подчеркнуто, что серьезной причиной радикализации трудовых мигрантов из Центральной Азии является необразованность и некомпетентность имамов.

Следующим спикером стал Дмитрий Опарин, кандидат исторических наук, научный сотрудник института социальной политики Высшей школы экономики, Россия. Исследователем была представлена работа о муллах Центральной Азии и было изучено то, как формируется их авторитет, каким образом используются  религиозные сети и насколько важны лидеры.

Господин Опарин подчеркнул, что муллы играют значительную роль в конструировании повседневности своих единоверцев, чаще всего земляков и тот факт, что данные муллы не занимают официальных должностей. Автор провел интервью с пятью муллами–выходцами из Центральной Азии. Было отмечено, что имамов и помощников имамов из Средней Азии становится больше. Подобные имамы являются посредниками между администрацией мечети и своими земляками. Была выявлена субординация и неформальная иерархия среди мул из Средней Азии по отношению к друг другу, а также взаимные лояльность и уважение, как основа определенной  независимости среднеазиатских мул.

Тема продолжилась презентацией «Моление в городе мигрантов Москве: роль религиозных сетей в содействии социальной и экономической адаптации мигрантов» Анны Цеслевска, PhD,Ягеллонский университет, Польша.

Спикер рассказала о трудностях мигрантов, ксенофобии, дискриминации и использовании религиозных сетей для интеграции и социализации, нахождения работы и построения социального капитала на чужбине. Автором было рассмотрено как сети помогают мигрантам адаптироваться и справляться с трудностями, а также как молельные дома служат местом социализации для мигрантов.

Во время дискуссии по первому блоку, экспертами была обсуждена авторитетность имамов и как умело они используют тему запретов в виду низкой образованности мигрантов. Также, были затронуты детали наличия образования у мулл и подытожено, что какие-то из них имеют религиозное образование, но большинство не имеют никакого формального религиозного образования.

Во второй части внимание было уделено религиозному сопровождению репатриантов в Центральной Азии и Балканских странах. Всеми авторами было подчеркнуто, что религиозная реабилитация возвращенцев должна идти вместе с социальной, экономической и медицинской реабилитацией, и социально-экономическая реабилитация должна быть в приоритете. Также, исследователями Центральной Азии было упомянуто, что абсолютное большинство репатриантов не имеют достаточного образования и знаний для того, чтобы представлять опасность по возвращению на родину. Эксперт комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Казахстана, Инабат Сулейманова, презентовала опыт Казахстана в религиозном сопровождении.

Спикер описала опыт двух женщин, выехавших в Сирию, вступивших в брак («никях») с боевиками, в последствии отказавшихся от своих убеждений и благодарных государству за оказанную реабилитационную помощь. Было подчеркнуто, что 90 процентов возвращенных женщин дерадикализованы и обществом сформировано адекватное отношение к репатриантам. Автор считает, что можно сделать вывод, что семьи возвращенных благодарны государству. Однако, часть экспертов Казахстана настаивает на том, что некоторые граждане, возвращенные из зон боевых действий все же несут угрозу, а именно те, которые давали клятву верности.

Опыт Узбекистана, основанный на результатах наблюдений за репатриантами, вернувшимися из Афганистана, продемонстрировал, что основная часть репатриантов – женщины. Бахтияр Бабаджанов, главный научный сотрудник института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, в деталях рассказал с чем столкнулся Узбекистан.

Согласно словам спикера, что религиозное переформатирование не имеет четких инструментов. К числу деликатных вопросов возвращенцам относятся следующие: «что заставило их покинуть родную страну и чего ждать от них по возвращению»? Интересной была методология: мерилом, которое ставит диагноз является попытка реконструировать мотивации и понять по какой причине женщины оказались в Афганистане. Результаты мотивации следующие: первая группа женщин – это уехавшие по настоянию мужа или отца, представительницы второй группы уехали по житейским причинам, в поисках счастья или заработка, и третья группа – уехавшие по убеждениям. Стоит отметить, что у первых двух групп адаптация по возвращению в Узбекистан прошла относительно легко, по причинам, связанным с их разочарованием и негативным опытом. Что касается третьей группы, нужно подчеркнуть, что убежденных представительниц немного, однако работа с ними самая тяжелая.

Опыт двух лет социальной адаптации и абсорбции основной части репатрианток показывает, что результаты превзошли ожидания: репатриантки не отличаются и не выделяются среди других представителей социума на родине. Однако, нет уверенности, что их клятвы отказа от прежних убеждений имеют место быть. Эксперт убежден, если ожидать от репатриантов неодобряемых законом действий, то наблюдения за ними через инструменты достаточно, но необходимо помочь им решить социальные проблемы.

Опыт Кыргызстана, презентованный Шукуром Шерматовым, представителем государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики по Чуйской области, описывал поведение 79 несовершеннолетних детей разного возраста (3-18 лет), возвращенных из Ирака.

Спикер отметил вклад экспертов из Казахстана и Узбекистана в составлении карты по сопровождению и мониторингу возвращенных детей. Было рассказано, что все из рассматриваемых репатриантов выросли в религиозных семьях, видели агрессию и войну, теряли близких, пережили сложные времена и пробыли в лагерях от четырех до пяти лет. Данные дети – очень религиозные и придают большое значение религии, так как они с шести лет изучали Коран, свободно цитируют Коран и говорят на азербайджанском, турецком и арабском языках. Однако, несмотря на то, что дети очень религиозные, они затрудняются в вопросах понимания религиозных прав и аспектах, связанных с вероубеждением. Господин Шерматов уточнил, что убеждения репатриантов были сложные, но благодаря работе психологов, социологов, педагогов и теологов, дети изменили взгляды и поведение в благоприятную сторону. В планах у комиссии создать рабочую группу и продолжить работу с детьми.

Далее, участники конференции ознакомились с опытом работы взаимодействия сообществ в Балканских странах. Киара Дедекен, эксперт Глобального фонда взаимодействия и устойчивости сообществ (GCERF) проинформировала о деятельности фонда в Западных Балканских странах по реабилитации и реинтеграции репатриантов из зон боевых действий.

Экспертом было рассказано, что Глобальный фонд взаимодействия и устойчивости сообществ помогает в вопросах ресоциализации и ведет комплексную работу с привлечением местных сообществ в борьбе с радикализацией в Албании, Бангладеше, Кении, Косово, Мали, Нигерии, Сомали, Шри Ланке, Филиппинах и Тунисе. Автор отметила четыре основных компонента, включая активность сообщества, социальную сплоченность, целеустремленность, и равный доступ для успешной борьбы с радикализацией.

После, эксперты конференции узнали о вызовах, которых нет в странах Центральной Азии, изучая опыт Косово. Ребека Кена, Менеджер программы, Фонд развития общин, Косово, рассказала о религиозной реабилитации и реинтеграции вернувшихся иностранных боевиков-террористов в Косово.

Данное исследование выделялось тем, что автор описала как обществом воспринимаются разные группы репатриантов, а именно, женщины, мужчины и дети. Результаты исследования следующие: 41 процент опрашиваемых убежден, что от репатриантов нет угрозы, однако женщины и дети приветствуются больше, чем мужчины; 56 процент населения, уверены в том, что дети репатриантов могут негативно повлиять на других детей и, следовательно, дети репатриантов большую часть времени проводят с другими детьми репатриантов. Кроме того, 20 процент опрашиваемых утверждают, что дети репатриантов несут угрозу национальной безопасности страны. В целом, было подытожено, что детей репатриантов нужно реинтегрировать к обычным детям в школы. В данное время привлекаются разносторонние партнеры, в том числе академическая среда.

Во время сессии вопросов и ответов, были затронуты вопросы различия отношения к репатриантам в Центральной Азии и в Балканских странах. Кроме того, активно обсуждались детали поведения детей-репатриантов Кыргызстана и было экспертами единогласно было отмечено, что нельзя маргинализировать и вешать какие-либо ярлыки на несовершеннолетних детей. Коллеги из Узбекистана настаивают на том, что первичной должна быть социальная реабилитация репатриантов, после чего можно приступить к религиозной. Отдельно были отмечены родственные чувства и связи, как сдерживающий фактор радикализации.

После занимательной сессии вопросов и ответов, модераторы поблагодарили всех участников и закрыли экспертную встречу.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: