ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Смыслы, образы и медиаканалы, способствующие радикализации молодежи Кыргызстана»

Данное исследование показывает роль социальных медиа, являющихся средством распространения и потребления радикальных идеологий и нарративов в Кыргызстане. Термин «социальные медиа» относится не только к интернету, но и к технологиям мобильных телефонов, где активно используются различные мессенджеры для обмена контентом и распространения информации.

Исследование является качественным в своем подходе и использует следующие методы:

  1. анализ наиболее популярных социальных медиа среди местной молодежи, виды и типы получаемой и распространяемой информации по этим каналам;
  2. исследование типа и языка коммуникаций в выбранной молодежной среде;
  3. определение популярных посылов и смыслов, тиражируемых посредством этих каналов и вкладываемых в сознание молодежи, что приводит к радикализации;
  4. 108 структурированных интервью с активными пользователями и потребителями информации в социальных медиа в восьми районах Кыргызстана: Базар-Коргон, Сузак, Ноокат, Араван, Узген, Кара-Суу, Жети-Огуз, Кара-Балта.

Данные районы были отобраны для проведения полевых исследований, как наиболее подверженные вербовке и насильственному экстремизму. Респонденты в целевых локациях были определены методом случайной выборки с учетом их возрастной категории примерно от 16 до 32 лет. Интервью проводила группа полевых исследователей из 6 человек неформализованным методом, их результаты оценивались с помощью 15 индикаторов. Эти интервью служат базой для анализа потребляемой пользователями информации, ее содержания, формата, степени доверия к ней и последующих каналов коммуникаций.

Таких, как оценка полученной информации (факты и мнения), источник информации, его отношение к получаемой информации, медиа-каналы распространения информации, частота информации, ее тональность, вид, форма, жанр, получаемой информации, степень ее влияния на потребителей, степень радикальности используемого языка в медийных текстах и\или аудио-визуальном контенте, использование пропагандистских инструментов, ключевых месседжей, содержащих идеи радикализации, лексемы, вкладываемые в массовое сознание с целью изменить тип мышления и образ мыслей.

Основные выводы исследования показали следующее:

  • Запрещенные экстремистские и террористические группировки в Кыргызстане, такие как «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ), широко используют социальные сети для ведения своих информационных кампаний и вербовки молодежи. Процесс вербовки происходит в несколько этапов: от пассивного наблюдения потребителя экстремистской информации до активной коммуникации через переписку в интернете/в мобильных приложениях, отвечая на вопросы потенциальных жертв вербовки — касательно их «настоящего» предназначения в этом «выдуманном» мире, и до обсуждения логистики переезда завербованных в зоны конфликта с покупкой авиа билета в одну сторону.
  • Эти группы проводят глобальную социальную кампанию в СМИ, чтобы направить свое влияние на каждого пользователя. Центральное командование запрещенной в КР террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ) контролирует семь медиа-департаментов с отдельными направлениями (видео, текст, фото, аудио, визуальные графики и переводческие отделы) и собирает информацию из 38 «медиа-офисов» по всему миру. Их успех обеспечивается активными последователями в социальных сетях, которые распространяют их контент, становясь, таким образом, волонтерами по продвижению радикальных идей[1].
  • В настоящее время расширение стратегий террористических и экстремистских групп направлено на создание многоязычного содержания для его распространения в России, на Кавказе и Центральной Азии. Поэтому, сейчас большое количество информации распространяется на узбекском языке, являющимся родным языком для крупной[2] этнической группы, проживающей в Кыргызстане. Это усиливает достигаемость и понимание транслируемых речей/визуальных образов в видео, аудио роликах и статьях до определенной аудитории в нашей стране.
  • Продолжающуюся вербовку и выезд в районы боевых действий молодежи стимулируют распространяемые в социальных сетях различные профессиональные и любительские видео, короткие репортажи с места событий на местных языках, слайд-шоу, в которых главными героями являются молодые кыргызстанцы в камуфляжной форме на поле боя и призывающие присоединиться к их борьбе «во имя Аллаха». Подобный контент стал еще больше привлекать местную молодежь после того, как в сентябре 2015 года в Интернете было опубликовано видео[3], в котором боевики «Исламского государства» в Сирии отправляют на задание смертника, которым оказался 21-летний Бабур Исраилов, гражданин КР, житель Жалал-Абадской области.[4]
  • Опрошенные также указали на фото и видео, которые им отправляют родственники и их земляки из районов боевых действий, «где идет джихад». Именно участие близких, земляков, соседей является одним из серьезных факторов, вызывающих доверие и желание отправиться воевать.

Исследование также подтвердило, что главным типом коммуникации, посредством которой молодые люди получают информацию, несущую пропаганду экстремизма является массовая коммуникация. То есть широко применяется многоканальность, одно из развитых условий вовлечения людей в цифровую эпоху. Основным показателем этого является возможность выбора коммуникативных средств массового воздействия, а именно – социальных медиа, интернет-изданий, являющимися информационными агентствами. Именно эти средства получения и распространения информации назвали все опрошенные. Здесь также важно понимать, что отправителем сообщений является тот пользователь, которому доверяет респондент. В большинстве случаев, доверие основано на том, что контент был отправлен родственником, знакомым или членом сообщества/онлайн группы, в которой состоит респондент. Особое доверие вызывает контент, содержащийся в отправленных и созданных самими «героями» видеороликах. Анализируя опросы, заметно, что именно эти коммуникаторы и являются для молодежи генераторами идей.

Некоторые респонденты сослались на то, что одновременно видели подобные ролики в официальных СМИ (в основном на телевидении в новостных сюжетах), что еще больше повысило уровень доверия к происходящему в Сирии. В данном исследовании среди визуальных образов, запомнившихся респондентам из просмотренных в Интернете видео и фото можно выделить:

  1. молодые бойцы, часто этнические узбеки, говорящие на узбекском языке в камуфляжной форме, на БМП, в поле боя или с автоматом;
  2. мужчины в кадре, призывающие к джихаду, часто среди них знакомые лица, что зарождает сомнения типа «а может быть там, действительно, идет джихад?»; цитирование при этом (в кадре или за кадром) хадисов и аятов из Корана со ссылками на джихад; симпатия к джихаду;
  3. смертники, совершающие, по мнению опрошенных, «героический акт во имя Аллаха»;
  4. религиозные активисты, «говорящие от имени Аллаха»;
  5. массовые казни «неверных» и журналистов, с надетыми на них робами оранжевого цвета, вызывают у некоторых понимание, так как идет «война с неверными»;
  6. дети-«воины Аллаха», участвующие в боевых действиях и погибающие, служат упреком в адрес тех взрослых мужчин, кто не с ними;
  7. много трупов плачущих или убитых женщин и детей, призывы боевиков в кадре и за кадром отомстить «неверным» за убийство мусульман, взывание пользователей к их совести.

Учитывая выводы, полученные в ходе данного исследования для создания и проведения кампании в социальных медиа, рекомендуется:

  1. При создании контента опираться на предпочтительную тематику и образы, высказанные респондентами в ходе данного полевого исследования. Использовать сдержанный подход к религии, не связанный с кризисом самоидентичности, создавать понятные для молодежной аудитории образы и смыслы, передавая их через воспринимаемых героев сюжета. Это должны быть образы людей, представляющих их группы идентичностей: соседи, земляки, одноклассники, однокурсники, граждане Кыргызстана, которые определились со своими нравственно-духовными ценностями, у них достаточный уровень познания религии и образ жизни, вытекающий из этого понимания. Как уже было сказано выше, опрошенные себя чувствуют частью «мусульманского мира», поэтому смыслы должны быть сформированы, исходя из дискуссии о наиболее часто встречающихся посылах в опросах молодежи:
  • Что такое джихад? Что такое истинный джихад? Примеры джихада в повседневной жизни;
  • Другие наиболее часто встречающиеся понятия — это «халифат», что для многих опрошенных является смыслом присоединения к джихаду и отречения, таким образом, от светскости. С другой стороны, респонденты упоминали, что в «халифате» на их взгляд все равны и существует взаимопонимание между государством и его гражданами. Возможно, при использовании такого смысла можно показать равенство и взаимопонимание косвенно, другими аллегориями. Однако это будет работать только на уровне сравнения, т.е. если при производстве контента применить технику сравнения, примеров и статистики.
  • Третий смысл, который вкладывается в сознание молодежи посредством видеороликов и другого контента, несущего экстремистскую пропаганду — это идеология «такфиризма» (араб. «неверие»). Через эту идеологию навязывается образ неверных, разделение общества на группы. При работе с этим посланием можно использовать визуальные техники в видео вопросов-ответов с участием представителей духовенства, либо работать через так называемые «виртуальные объекты» Это создание постановочных образов в телесериалах, ток-шоу, где посредством героев разъясняются правильное трактование этого смысла.
  1. Важно понимать, что для решения проблемы с насильственным экстремизмом и радикализмом надо представить религию простым и доступным для аудитории языком. Поскольку основные потребители контента – это молодежь в регионах, живущая традиционным образом и не обладающая достаточным уровнем критического мышления, создаваемый медиа-контент должен дать пользователю простые ответы на волнующие его вопросы, не устанавливая при этом знака равенства между исламом и радикализмом.
  2. С учетом фрагментированного языкового пространства и опираясь на данные исследования о том, что большая часть экстремистской пропаганды распространяется, потребляется и понимается аудиторией на трех языках: узбекском, русском и кыргызском, создать медиа-кампанию на этих же языках. При написании текстов для видеороликов использовать авторов-носителей языков с тем, чтобы точно и аккуратно передать смыслы, и достигаемость транслируемых речей имела больший эффект.
  3. При распространении и постинге (т.е. расположении) медиа контента использовать несколько аккаунтов в социальных медиа и тех группах, которые указали респонденты, как основные источники информации. Использовать теги (или разметки языка гипертекста) и хэштэги (т.е. метки для распределения текста по темам) с учетом выявленных ключевых слов для того, чтобы созданный контент достиг своей аудитории. Возможно создание отдельных групп со схожими названиями, однако там потребуется связать последователей из названных групп.
  4. Поскольку тематика медиа-кампании является чувствительной, необходимо при постинге и распространении контента руководствоваться мерами информационной безопасности и цифровой гигиены, чтобы избежать потери контента, вирусных атак, сетевой агрессии и пр. Вся информация должна распространять с динамических IP-адресов, рекомендуется также использовать VPN (частные виртуальные сети).

[1] По данным доклада, выпущенного международной журналистской организацией “Репортеры без границ” «Джихад против журналистов»

[2] На 2016 г. по данным Национального статистического комитета, население КР составляет 6млн.19тыс. человек, из них 73% кыргызы, 14.6% узбеки, 6% русские, 6.4% остальные этнические группы,  http://knews.kg/2016/03/etnicheskij-sostav-kyrgyzstana-russkih-stanovitsya-menshe-uzbekov-bolshe-3/

[3] www.facebook.com/tauhidvajihod, www.youtube.com/tauhidvajihod, также можно писать ему напрямую по адресу tauhidvajihod@gmail.com

[4] Его упомянули в своих ответах несколько респондентов в период полевого исследования, указав, что данный пример служит для них «мотивацией» и поводом для дальнейшего поиска подобной информации в Интернете, а также для коммуникации с ее создателями.

Чтобы ознакомиться с полной версией исследования, пройдите по следующей ссылке.